БизнесПо сложившейся в области отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства, наиболее значительную долю в ней – 45% составляет сфера торговли, 21 % - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. На обрабатывающие производства (в основном текстильное и швейное) приходится 9,4% от общего количества предприятий малого бизнеса, строительство – почти 10%, транспорт и связь – 5%, сферу обслуживания (гостиницы и рестораны) - 2,5%, образовательные, коммунальные, социальные услуги, услуги здравоохранения - 3,6% .

В Ивановской области, по предварительным данным Ивановостата, на сегодняшний момент насчитывается свыше 39 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства - средних, малых, микропредприятий, а также индивидуальных предпринимателей. Малые предприятия, включая микропредприятия, среди них составляют свыше 19 тысяч единиц. Тогда как крупных предприятий не больше несколько десятков.

Вывод – нужно больше внимания уделять малому бизнесу. Поддержка нужна именно предпринимателям. Что делать?

1. Борьба с коррупцией

Из-за коррупции мы лишены равного доступа к аукционам, мы платим повышенную плату за аренду и рекламу, часть которой в виде откатов идет в карман чиновнику. Ни для кого не секрет, чтобы установить рекламный щит, выиграть в конкурсе на радиочастоту, надо давать откат до 50%. А это значит, рост расходов предпринимателя. Математика проста.

  1. Если без коррупции, затраты рекламщика составляют 100 тыс. рублей, а с коррупцией в виде 50%, затраты уже 150 тыс. рублей.
  2. Рекламщик наценивает 100%.
  3. Если бы его изначальные затраты без коррупции были 100 тыс.рублей, то он продавал бы рекламу за 200 тыс.рублей, т.е. 100 тыс. рублей+100%
  4. Т.к. затраты с коррупцией составляют 150 тыс.рублей, то наценивая те же 100%, он теперь продает рекламу за 300 тыс. рублей.
  5. Получается, предприниматель должен платить рекламщику вместо 200 тыс. рублей уже 300 тыс. рублей.

Здесь не важны конкретные цифры - 100 тыс. рублей или 124 тыс.  рублей, 50% или 40%. Важен принцип, предприниматель облагается дополнительным коррупционным налогом в десятки процентов. Это дополнительный грабительский налог. Так коррупция увеличивает затраты предпринимателя на рекламу, и точно также на аренду, ведь землю под строительство торгового центра тоже нельзя получить без коррупции, и к коммуникациям подключиться без коррупции нельзя. Так возникла одна из основных проблем предпринимателя в Ивановевысокая арендная плата. Все очень просто, строительство в Иванове – бизнес очень затратный. За счет взяток и откатов.

В результате, каждый предприниматель платит в карман чиновнику, даже когда не заносит в кабинеты конверты. Каждый!!! И платит громадные суммы.

Борьба с коррупцией должна привести к снижению затрат на строительство, в т. ч. офисных и торговых центров, а значит, и к снижению арендной платы. Из-за коррупции мы лишены качественных дорог и услуг ЖКХ, зато «награждены» бесконечными проверками и бюрократическими проволочками. Поборы проверяющих и разрешающих организаций, включая областных и городских чиновников – постоянная составляющая расходов любого предпринимателя. НЕ подмажешь, не поедешь. За счет борьбы с коррупцией любое предприятие сможет сэкономить значительные средства. Предпринимателям также нужно ускорение всех разрешительных процедур – лицензии, выделение земельных участков, технологическое подключение. А это самые коррупционные сферы.

Как бороться с коррупцией? Без лозунгов. Очень конкретно. Необходимо ежегодно проводить аттестацию всех чиновников на детекторе лжи на предмет коррупции. Это не пожелание, это предвыборное обещание. Все чиновники будут проходить проверку на предмет коррупциогености своих решений.

2. Ограничение для сетей

Крупные «сетки» давят? Во многих европейских странах крупным торговым сетям законодательно запрещено работать в выходные дни. Так поддерживают малый бизнес. Мы должны перенимать этот опыт. Например, вводится ограничение на общее количество часов работы маркета в неделю. В Германии и других странах такое практикуется, после полудня в субботу гипермаркеты закрыты. В Германии это ограничение составляет 80 часов в неделю и является самым низким в Европе. В Нидерландах - это 96 часов. Порой запрещается работа сетевых магазинов по воскресеньям и праздничным дням. И самое жесткое: вводятся режимы зонального регулирования, которые могут отсрочить или запретить проникновение на рынок нового торгового оператора.

То есть, небольшой магазин в определенном районе построить можно, а гипермаркет – нет. Сувенирная лавка может работать всю неделю, а огромный торговый центр ограничен по времени.
Другим путем пошли в Англии и Италии. Там никаких ограничений по времени и месту работы для сетей нет. Но мелкие лавочки все равно процветают, потому что для них существует совсем другая система налогообложения. Для каждого уникального бизнеса – свои льготы. Поэтому никто не пытается поднимать цены.

Весь мир дифференцирует торговлю по площадям и объемам. Мы также должны поддерживать конкуренцию, не давать сетевикам забить местные торговые предприятия, торгующие местной продукцией.

Нужно поддерживать местных предпринимателей. Ведь это местный бюджет, тогда как крупные сети приносят доход другим регионам.

3. Снижение налоговой нагрузки

Решение федерального законодателя о резком увеличении страховых взносов в пенсионный фонд привело к тому, что более 3,5 тысяч предпринимателей области сдали свои регистрационные документы и прекратили официальную деятельность. Налоговые поступления от единого налога на вмененный доход в 2013 году сократились по сравнению с 2012 годом почти на 23 млн. рублей, хотя годом ранее возросли на 66 млн. рублей.

Скоро будет принят новый механизм начисления налога на имущество организаций. Как раз в отношении такого недвижимого имущества, как:

  1. Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
  2. Нежилые помещения.
  3. Объекты недвижимого имущества иностранных организаций.

Должен быть принят закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Наибольшую налоговую нагрузку будут нести владельцы объектов недвижимости, созданных много лет назад. Их кадастровая стоимость в десятки, а иногда и в сотни раз превышает среднегодовую стоимость объектов, на которую до сего времени начислялся налог на имущество организаций, соответственно до ста раз и вырастет сумма налога.

А большинство торговых и офисных центров в Иванове как раз и расположены в бывших производственных корпусах, построенных еще в СССР. Их кадастровая стоимость вырастет в разы, налог тоже, и арендная плата взлетит до потолка.

Губернатор и депутаты должны этого не допустить – ведь закон-то должен быть принят областной. Через коэффициенты, через ставки, через создание специального механизма начисления. Нужно только не тупо следовать указаниям центра, а подходить к каждому объекту, каждому предпринимателю индивидуально.

 4. Повышение покупательского спроса

 Будет спрос, будет и развитие бизнеса. Есть конкретная программа повышения доходов населения «7 шагов к благополучию». И эта программа обязательно будет реализована. Как известно мелкий бизнес высвободившиеся средства направляет на развитие бизнеса, на выплату зарплат, в любом случае – это повышение благосостояния населения.